Главная Аэропорт Быкoвo |
Трагическая судьба аэропорта Быково |
|
Авиаремонтный завод мертв. Аэровокзал разрушен. Небесная империя «Быково» потерпела крушение. За 20 лет четвертый по величине аэропорт Москвы стал колоссальной кладовкой. Следы авиации сдуло стихией приватизации 90-х или кто-то не справился с управлением рухнувшего в небытие аэрокомплекса? За высоким забором с колючей проволокой, который опоясывает территорию бывшего аэропорта «Быково», пытливый прохожий может разглядеть обломки некогда рентабельного авиакомплекса. «Закрываю глаза и вместо страшного зрелища битого стекла и разрушенных конструкций вызываю в памяти снующих по залу ожидания пассажиров и гул взлетающих и идущих на посадку самолетов, - делится воспоминаниями бывший сотрудник быковского авиаремонтного завода Валерий. - 70-80-е годы были временем расцвета аэропорта и завода. Около полутора миллионов пассажиров в год. До семидесяти самолетов, которые одновременно могли находиться на стоянках. Строили новые объекты: в 1975-м здание вокзала возвели, в 1977-м новый вычислительный центр отстроили. Позже взлетно-посадочную полосу (ВПП) капитально отремонтировали. Около пяти тысяч человек обслуживали аэропорт, и столько же уникальных специалистов трудились в цехах и ангарах авиаремонтного завода. В 1994-м аэропорт и завод приватизировали. С тех пор не было построено ни-че-го. Только последовательное разрушение, скупка земель и строительство складов на месте заводских ангаров...» - вздыхает Валерий. В поисках утраченного Окончательную гибель надежды на возрождение аэропорта «Быково» ознаменовало недавнее уничтожение аэровокзального здания. В марте-апреле 2011-го рабочие из Средней Азии рассеянно топтались по обломкам раскрошенного вокзала. Эту картину зафиксировал фотоаппарат одного из жуковчан. Разрушение вокзала, по мнению Валерия, - банальный способ как можно быстрее похоронить возможность реабилитации аэроузла. Как ни странно, чиновники из Администрации гражданских аэропортов и аэродромов (АГА - ФГУП, созданного на базе не подлежащего приватизации федерального имущества гражданских аэропортов Быково, Внуково и Шереметьево) ничего не знают о работах по уничтожению вокзала. Или делают вид, что не знают. «Впервые об этом слышу», - картинно удивляется на том конце провода начальник Управления вовлечения имущества в хозяйственный оборот АГА Виктор Буданов и спешно сворачивает разговор, отказываясь устно отвечать на вопросы корреспондента. Между тем именно АГА закрыло аэропорт осенью 2010 г. после истечения срока действия сертификата на ведение аэропортовой деятельности компании-оператора ОАО «Аэропорт Быково». По неофициальным данным, руководство компании не просто не смогло продлить договор, а сознательно отказалось это сделать. По официальной версии, право на бессрочную аренду ВПП и рулежных дорожек (стоимостью 54 млн руб. в год) было выставлено на аукцион, который в итоге Росимущество признало несостоявшимся. По данным газеты «Коммерсантъ», ни одна из заявок не отвечала требованиям, а «прежний оператор давно не занимался аэропортовым бизнесом и «хотел получить землю для коммерческой застройки». Как бы то ни было, факты развала авиационного направления в Быково налицо: аэропорт и завод не функционируют; здания целенаправленно разрушаются; а по адресу аэропорта (п. Быково, ул. Советская, 19) на той же широте и долготе сейчас раскинулся складской комплекс ООО «Инфрастрой Быково», основным видом деятельности которого является «сдача внаем собственного недвижимого имущества». Теория и практика распада Быковский авиаремонтный завод славился не только в России. Здесь работали специалисты, которые постигали тайны самолетных мозгов и сердец исключительно в процессе работы. Кстати, именно на заводе № 402 использовали редкое покрытие для самолетов, которое обволакивало воздушное судно тугим корсетом, улучшая аэродинамические свойства. Завод обладал хорошей базой для ремонта вертолетов и двигателей, крупной пассажирской и транспортной техники. Аэропорт в лучшие свои годы был гаванью для 60 компаний, в том числе главного управления по ЧС, спецавиации МВД, «Аэрофотосъемки», «Геофизики» и др. Принимал на посадку Ту-154, Ил-76 (все модификации), Ил-18, Ту-204 и др. Слаженный рабочий дуэт двух быковских гигантов - аэропорта и авиаремонтного завода - был прерван в годы развала СССР и тотального обвала советской экономики. В 1994 году были приватизированы и завод, и аэропорт. Держателем 51% акций осталось государство, остальные части были распределены между руководящим авангардом. Наибольшая часть акций оказалась в руках у директора аэропорта Геннадия Сытника, гендиректором завода стал Владимир Черняев. Начался процесс перетягивания сил. «Долго спорили, кто кого переломает. На Черняева даже было организовано покушение, - вспоминает Валерий, - в итоге Сытник сдался и продал контрольный пакет акций Черняеву. Этот толковый парень умел окружить себя умными людьми. Быстро набрал мощный штат юристов, которые бесконечно судились и даже умудрились обойти ельцинские законы, препятствующие приватизации аэропортовых объектов. Приобретали по конкурсу одно количество гектаров, а занимали больше. Никто же измерять не будет», - откровенничает Валерий. Постепенно территория аэропорта и завода начала обрастать складскими помещениями, которые Черняев и Ко стали сдавать в аренду. В 2000 г. было создано Простое товарищество «Быковский авиационный комплекс», объединившее ряд авиационных и неавиационных предприятий Быково. А в 2001 г. на авансцене появилось ООО «Инфрастрой Быково». В 2010 г. количество сотрудников хозяйственного комплекса достигло более двухсот человек. Аффилированными лицами по отношению к «Инфрастрой Быково» являются: гендиректор Дмитрий Пумырзин, члены Совета директоров Виктор Урываев и Владимир Черняев, а также ООО «АИТ-Инвест» и компания «ХОУЛЭНД ДЕВЕЛОПМЕНТ КОРП». Судя по отчетам, находящимся в открытом доступе, «Инфрастрой Быково» процветает на месте загнувшихся аэропорта и завода. Например, в 2010 г. вознаграждение за труд гендиректора составило 7 200 000 руб., а главного бухгалтера — 2 234 782,61 рубля. В поисках благих намерений Авиафорумы Жуковского пестрят негативной оценкой действий нынешнего руководства «Инфрастрой Быково», зачастую называя г-на Черняева и его единомышленников «похоронной командой». Однако не все поддерживают эту распространенную точку зрения. Один из бывших сотрудников службы безопасности этой компании считает Черняева трудоголиком и отличным управленцем. «Он такую махину из-под плинтуса вытащил, - говорит охранник, - и был одержим идеей организовать международный аэропорт. Федеральная авиационная служба дала на это добро. Черняев организовал «Центр Авиа» и занимался пассажирскими перевозками. Долго боролся с бывшим столичным мэром, который хотел в Быково большой таможенный терминал устроить. В итоге проиграл». Возможно, так оно и было. Но проиграл Черняев с большими дивидендами, став полноправным владельцем земельных участков и складов на территории аэропорта. Альтруизмом во имя возрождения авиации он тоже не страдал. В 1999 г. приезжали инвесторы из «Люфтганзы», предлагали реконструировать аэропорт. Им отказали. Позже Быково посещали менеджеры из Домодедово. Планировали купить «Быково», чтобы перевести мелкую и бизнес-авиацию. Но, говорят, Черняев загнул неподъемную сумму. «Хотя можно было, наверное, поменять оператора аэропорта (не отбирая у Черняева завод и земли), поставить председателя совета директоров Д.Каменщика и вернуть сюда авиацию, разгрузив тем самым Домодедово», - рассуждает Валерий. Мечту Черняева собиралось воплотить в жизнь областное правительство. В сентябре 2010 г. Московская область приняла в дар десять федеральных объектов быковского аэропорта (ВПП, рулежные дорожки, перрон и места стоянки самолетов), планировала потратить 2,5 млрд руб. на развитие и ремонт аэропорта. «Международный аэропорт с пассажиропотоком в 500 тыс. человек в год», - сообщил министр транспорта П. Кацыв. Однако все закончилось лишь разговорами и не было выделено ни копейки. «При толковом менеджменте и соответствующих инвестициях Быково могло бы стать излюбленным аэропортом российских и зарубежных фирм-дискаунтеров», - пишут на форумах жуковчане. «А где взять толковых? - парируют им другие. - Пока Быково — большая автобаза, ангары завода сданы в аренду, на перроне пусто. Теперь застроят точно. Ашан-Быково, Икея-Быково. И жилой квартал в придачу». Кстати, по неофициальной информации, здесь действительно планируется жилая застройка. |
||
Жуковские ВЕСТИ 17 мая 2011 |