Главная
Аэропорт Быкoвo

Трагическая судьба аэропорта Быково

Авиаремонтный завод мертв. Аэровокзал разрушен. Небесная империя «Быково» потерпела крушение. За 20 лет четвертый по величине аэропорт Москвы стал колоссальной кладовкой.

Следы авиации сдуло стихией приватизации 90-х или кто-то не справился с управлением рухнувшего в небытие аэрокомплекса?

За высоким забором с колючей проволокой, который опоясывает территорию бывшего аэропорта «Быково», пытливый прохожий может разглядеть обломки некогда рентабельного авиакомплекса. «Закрываю глаза и вместо страшного зрелища битого стекла и разрушенных конструкций вызываю в памяти снующих по залу ожидания пассажиров и гул взлетающих и идущих на посадку самолетов, - делится воспоминаниями бывший сотрудник быковского авиаремонтного завода Валерий. - 70-80-е годы были временем расцвета аэропорта и завода. Около полутора миллионов пассажиров в год. До семидесяти самолетов, которые одновременно могли находиться на стоянках. Строили новые объекты: в 1975-м здание вокзала возвели, в 1977-м новый вычислительный центр отстроили. Позже взлетно-посадочную полосу (ВПП) капитально отремонтировали. Около пяти тысяч человек обслуживали аэропорт, и столько же уникальных специалистов трудились в цехах и ангарах авиаремонтного завода. В 1994-м аэропорт и завод приватизировали. С тех пор не было построено ни-че-го. Только последовательное разрушение, скупка земель и строительство складов на месте заводских ангаров...» - вздыхает Валерий.

В поисках утраченного

Окончательную гибель надежды на возрождение аэропорта «Быково» ознаменовало недавнее уничтожение аэровокзального здания. В марте-апреле 2011-го рабочие из Средней Азии рассеянно топтались по обломкам раскрошенного вокзала. Эту картину зафиксировал фотоаппарат одного из жуковчан.

Разрушение вокзала, по мнению Валерия, - банальный способ как можно быстрее похоронить возможность реабилитации аэроузла. Как ни странно, чиновники из Администрации гражданских аэропортов и аэродромов (АГА - ФГУП, созданного на базе не подлежащего приватизации федерального имущества гражданских аэропортов Быково, Внуково и Шереметьево) ничего не знают о работах по уничтожению вокзала. Или делают вид, что не знают. «Впервые об этом слышу», - картинно удивляется на том конце провода начальник Управления вовлечения имущества в хозяйственный оборот АГА Виктор Буданов и спешно сворачивает разговор, отказываясь устно отвечать на вопросы корреспондента. Между тем именно АГА закрыло аэропорт осенью 2010 г. после истечения срока действия сертификата на ведение аэропортовой деятельности компании-оператора ОАО «Аэропорт Быково». По неофициальным данным, руководство компании не просто не смогло продлить договор, а сознательно отказалось это сделать. По официальной версии, право на бессрочную аренду ВПП и рулежных дорожек (стоимостью 54 млн руб. в год) было выставлено на аукцион, который в итоге Росимущество признало несостоявшимся. По данным газеты «Коммерсантъ», ни одна из заявок не отвечала требованиям, а «прежний оператор давно не занимался аэропортовым бизнесом и «хотел получить землю для коммерческой застройки».

Как бы то ни было, факты развала авиационного направления в Быково налицо: аэропорт и завод не функционируют; здания целенаправленно разрушаются; а по адресу аэропорта (п. Быково, ул. Советская, 19) на той же широте и долготе сейчас раскинулся складской комплекс ООО «Инфрастрой Быково», основным видом деятельности которого является «сдача внаем собственного недвижимого имущества».

Теория и практика распада

Быковский авиаремонтный завод славился не только в России. Здесь работали специалисты, которые постигали тайны самолетных мозгов и сердец исключительно в процессе работы. Кстати, именно на заводе № 402 использовали редкое покрытие для самолетов, которое обволакивало воздушное судно тугим корсетом, улучшая аэродинамические свойства. Завод обладал хорошей базой для ремонта вертолетов и двигателей, крупной пассажирской и транспортной техники. Аэропорт в лучшие свои годы был гаванью для 60 компаний, в том числе главного управления по ЧС, спецавиации МВД, «Аэрофотосъемки», «Геофизики» и др. Принимал на посадку Ту-154, Ил-76 (все модификации), Ил-18, Ту-204 и др.

Слаженный рабочий дуэт двух быковских гигантов - аэропорта и авиаремонтного завода - был прерван в годы развала СССР и тотального обвала советской экономики. В 1994 году были приватизированы и завод, и аэропорт. Держателем 51% акций осталось государство, остальные части были распределены между руководящим авангардом. Наибольшая часть акций оказалась в руках у директора аэропорта Геннадия Сытника, гендиректором завода стал Владимир Черняев. Начался процесс перетягивания сил. «Долго спорили, кто кого переломает. На Черняева даже было организовано покушение, - вспоминает Валерий, - в итоге Сытник сдался и продал контрольный пакет акций Черняеву. Этот толковый парень умел окружить себя умными людьми. Быстро набрал мощный штат юристов, которые бесконечно судились и даже умудрились обойти ельцинские законы, препятствующие приватизации аэропортовых объектов. Приобретали по конкурсу одно количество гектаров, а занимали больше. Никто же измерять не будет», - откровенничает Валерий.

Постепенно территория аэропорта и завода начала обрастать складскими помещениями, которые Черняев и Ко стали сдавать в аренду. В 2000 г. было создано Простое товарищество «Быковский авиационный комплекс», объединившее ряд авиационных и неавиационных предприятий Быково. А в 2001 г. на авансцене появилось ООО «Инфрастрой Быково». В 2010 г. количество сотрудников хозяйственного комплекса достигло более двухсот человек. Аффилированными лицами по отношению к «Инфрастрой Быково» являются: гендиректор Дмитрий Пумырзин, члены Совета директоров Виктор Урываев и Владимир Черняев, а также ООО «АИТ-Инвест» и компания «ХОУЛЭНД ДЕВЕЛОПМЕНТ КОРП». Судя по отчетам, находящимся в открытом доступе, «Инфрастрой Быково» процветает на месте загнувшихся аэропорта и завода. Например, в 2010 г. вознаграждение за труд гендиректора составило 7 200 000 руб., а главного бухгалтера — 2 234 782,61 рубля.

В поисках благих намерений

Авиафорумы Жуковского пестрят негативной оценкой действий нынешнего руководства «Инфрастрой Быково», зачастую называя г-на Черняева и его единомышленников «похоронной командой». Однако не все поддерживают эту распространенную точку зрения. Один из бывших сотрудников службы безопасности этой компании считает Черняева трудоголиком и отличным управленцем. «Он такую махину из-под плинтуса вытащил, - говорит охранник, - и был одержим идеей организовать международный аэропорт. Федеральная авиационная служба дала на это добро. Черняев организовал «Центр Авиа» и занимался пассажирскими перевозками. Долго боролся с бывшим столичным мэром, который хотел в Быково большой таможенный терминал устроить. В итоге проиграл».

Возможно, так оно и было. Но проиграл Черняев с большими дивидендами, став полноправным владельцем земельных участков и складов на территории аэропорта.

Альтруизмом во имя возрождения авиации он тоже не страдал. В 1999 г. приезжали инвесторы из «Люфтганзы», предлагали реконструировать аэропорт. Им отказали. Позже Быково посещали менеджеры из Домодедово. Планировали купить «Быково», чтобы перевести мелкую и бизнес-авиацию. Но, говорят, Черняев загнул неподъемную сумму. «Хотя можно было, наверное, поменять оператора аэропорта (не отбирая у Черняева завод и земли), поставить председателя совета директоров Д.Каменщика и вернуть сюда авиацию, разгрузив тем самым Домодедово», - рассуждает Валерий.

Мечту Черняева собиралось воплотить в жизнь областное правительство. В сентябре 2010 г. Московская область приняла в дар десять федеральных объектов быковского аэропорта (ВПП, рулежные дорожки, перрон и места стоянки самолетов), планировала потратить 2,5 млрд руб. на развитие и ремонт аэропорта. «Международный аэропорт с пассажиропотоком в 500 тыс. человек в год», - сообщил министр транспорта П. Кацыв. Однако все закончилось лишь разговорами и не было выделено ни копейки.

«При толковом менеджменте и соответствующих инвестициях Быково могло бы стать излюбленным аэропортом российских и зарубежных фирм-дискаунтеров», - пишут на форумах жуковчане. «А где взять толковых? - парируют им другие. - Пока Быково — большая автобаза, ангары завода сданы в аренду, на перроне пусто. Теперь застроят точно. Ашан-Быково, Икея-Быково. И жилой квартал в придачу». Кстати, по неофициальной информации, здесь действительно планируется жилая застройка.

 
 

Жуковские ВЕСТИ 17 мая 2011

Сайт создан в системе uCoz